100 лет архивной службы МО

Основной вариант к

опрос от ВНИИДАД

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Детский культурный форум 2022

Детский
культурный форум 2022

Версия для слабовидящих

Апатиты. Сборник документов

90 лет "Апатиту"

К 85-летию г. Кировска

2020 - Год памяти и славы

Апатиты

ф. Р 520 оп. 1 д. 1506 г. Апатиты Центральная площадь с гербом copy

Кировск в объективе истории

04 04

Мончегорск

Фото

ЛЮДИ НАШЕГО ГОРОДА

Агафонова Анна Философовна, ветеран ВОВ, в годы войны служила в отряде гражданской авиации в Тик-Губе:

«... В первые дни войны железнодорожную станцию часто бомбили. К тому времени в нашем 235-м отряде, прикрепленному к пятому отдельному авиаполку гражданского воздушного флота было 18 «шаврушек» (Ш-2), МБР-2, ПО-2 и ПР-5. Работы много, а снаряды буквально сыплются с неба. Иногда и головы-то было не поднять. Ребята-летчики в Тик-Губу прилетали в основном для того, чтобы ремонтировать машины, и у нас с ними были добрые отношения, и поэтому каждая потеря воспринималась как личная, очень тяжело. В первые дни войны на моих глазах погибла наша летчица Дуся Лобко. Её расстреляли с немецкого самолета. До сих пор помню, как прошитая пулями «шаврушка» скользит по поверхности озера. Позже погиб герой Советского Союза Василий Дончук. Всего за годы войны наш отряд потерял 28 человек.

... Об окончании войны мы узнали по радиоприемнику. Муж вышел на балкон и начал палить из ружья. Люди, не понимая, что произошло, высыпали на улицу. Когда сообразили, начался переполох. Все обнимались. Идти домой не хотелось. Так всем поселком и гуляли до утра».

ГАМО в г. Кировске. ф. Р-490, оп. 1, д. 79, л. 2

Аккуратов Василий Никонорович, в июне 1941 года работал наблюдателем горной лавинной станции на плато Юкспор снежно-метеорологической службы комбината «Апатит»:

«28 июня 1941 года в 00 часов я сменил Петра Павловича Попова и заступил на очередное дежурство. Он почему-то отдыхать не пошел…

Я произвел обычное метеорологическое наблюдение и обрабатывал результаты наблюдений для передачи на телеграф Мурманску и Ленинграду, а Петр Павлович сидел за другим столом напротив меня и что-то читал.

Кажется, около двух часов ночи мы услышали нарастающий гул моторов. Переглянулись с Пётром Павловичем и выскочили на крыльцо домика станции.  Увидели, что чуть-чуть выше нашего плато, над долиной реки Ворткеуай (в переводе с саамского: ручей с быстрым течением) с севера в направлении Кировска идут немецкие самолёты. Их было девять. Я тогда не знал, что это были, кажется, «юнкерсы». Мы растерялись, а немецкие самолеты через несколько секунд уже оказались к западу от нас на расстоянии не более двухсот метров и так, что мы хорошо видели не только силуэты, но и физиономии летчиков в очках, самолеты которых были ближе к станции. Некоторые фашисты посмотрели на нас. Над озером Б. Вудъявр бомбардировщики пошли на снижение, а мы с Петром Павловичем бросились к кромке плато, откуда открывалась панорама города Кировска и поселка Кукисвумчорр, между которыми располагается озеро Б. Вудъявр. Помнится, несколько самолетов при снижении дали пулеметные очереди в район кировского железнодорожного вокзала и станции, на путях которой кроме товарных составов стояло несколько пассажирских вагонов. Бомбардировщики один за другим сбросили бомбы на обогатительную фабрику и вокзал. Мы хорошо видели бомбы, отрывающиеся от немецких самолётов.

Подробнее...

Бондарь Серафима Клементьевна, в 1943 году работала техником-сметчиком в техническом отделе комбината «Апатит»:

«Комбинат «Апатит» в военные годы прекратил основное производство (выпуск апатитового и нефелинового концентрата) и переключился на работу в помощь фронту.

Шла война, Кировск подвергался налетам вражеской      авиации, но рабочие и инженерно-технические работники, в основном женщины, самоотверженно трудились не покладая рук и не жалея сил, каждый на своем посту, решая сложные в то время ответственные задачи, хотя некоторые их них были и не под силу. Но все знали и работали с одними мыслями: «Все для фронта, все для Победы!» Это вселяло веру в людей в быстрейший разгром врага.

… В апреле-мае 1943 года перед комбинатом (директором был М.И. Селезнев) была поставлена задача: в кратчайший срок разработать технологию и проект строительства цеха для выработки карбида кальция, а затем и построить его. Карбид кальция крайне необходим был для ремонта самолетов, танков, боевых машин и другого военного оборудования.

Специалистов этого дела на комбинате не было, не было и необходимого оборудования для цеха. Над решением этой задачи работали работники управления. Техническим отделом, которым руководил С.К. Кельманзон, совместно с конструкторами были разработаны технология и установка для получения карбида кальция. Выбрано место, и смонтирована  в бывшем помещении электромонтажной мастерской рядом с диагональным бремсбергом Кировского рудника. Монтаж этой установки проводился под руководством С.К. Кельманзона и при участии инженеров Теддер Н.И., Широгина В.М., Струнина Б.М., Королькова С.И., Жевнатюка П. В этом деле есть частица и моего труда.

Подробнее...

Гудовский Николай Михайлович, поэт, в 1941 году работал начальником плановой группы Транспортной конторы комбината «Апатит»:

«В начале Великой Отечественной войны, когда семья моя эвакуировалась из Кировска, я, остро чувствуя, что работа моя на предприятии мало приносит пользы Родине в трудное для нее время, и я как бы «кантуюсь» в тылу, я дважды подавал заявление в городское ГПУ о своем желании пойти добровольно на фронт, но дважды мне отказывали в моей просьбе (не доверяли, - спецпереселенцев до 1942 года не отправляли на фронт). Наконец, в августе 1942 года меня взяли в Армию, и 22 августа я в группе таких же, как и я, переселенцев, отправился сначала в Кандалакшу, в запасный полк, а позже (через два месяца с чем-то) в маршевой роте последовал на Карельский фронт, на Ухтинское направление.

... Пробыл я на фронте с 20 ноября 1942 года по конце войны с Германией, участвовал в наступлении наших войск I Белорусского фронта в районе Мазурских озер и дальше по направлению к Кенигсбергу, но до Кенигсберга не дошел, за прусским городком Лансбергом был ранен в ногу осколком от снаряда 14 марта 1945 года, попал в госпиталь и окончание войны с Германией застало меня в нем, затем, после выздоровления, - запасной полк, и 20 ноября того же года демобилизовался. В армии мне, не очень-то крепкому физически (телосложением и здоровьем), досталось вполне – и окопов выкопано достаточно, и в солдатских походах похожено, и в наступлении хлебнул я трудностей через край, и посвиста пуль наслушался, и противного визга тяжелых снарядов, и грохота их разрывов и разрывов всяческого калибра мин, повидано и прочих «прелестей» фронтовой жизни». 

ГАМО в г. Кировске. ф. Р- 490, оп. 1, д. 1, лл.32, 33.

Подробнее...

Виртуальная приёмная

Бесплатная юридическая помощь

Полезные ссылки

Викторина

Мы ВКонтакте

QRCode
Qr Code
Яндекс.Метрика