Маршалкина Анна Антоновна, в 1941 году воспитатель детского сада № 5 г. Кировска:
«Великая Отечественная война наложила тяжелый отпечаток на всю нашу жизнь. В первые дни войны мы проводили своих мужей на фронт. В эти же первые дни фашисты бомбили наш Кировск, он оказался в прифронтовой полосе. Комбинат «Аптит» проявил огромную заботу о маленьких детях. Все детские сады были эвакуированы за Волгу.
Наш эшелон прибыл 12 июля 1941 года в г. Ижевск Удмуртской АССР.
… Наш детский сад № 5 имел 150 детей. Нас поселили в селе Вавож, на расстоянии 80 км от Ижевска и в 12 км от станции Можга.
… Мы привезли детей, а вся обстановка детского сада осталась в Кировске. В пустом двухэтажном деревянном рубленном здании, неоштукатуренном даже внутри, стояли только большие железные односпальные кровати и больше ничего… Снабдив двух воспитательниц – Татьяну Петровну Войк и Полину Тимофеевну Васильеву – соответствующим посланием на имя директора комбината «Апатит», отправили их в Кировск. Через некоторое время они возвратились на ж.д. станцию Можга в специальном вагоне, нагруженном всей детской мебелью, коврами и игрушками, хозяйственной утварью и даже пианино. Жить стало гораздо удобнее.
… Весной нам выделили около двадцати гектаров земли. Посадили все овощи, посеяли зерновые на крупу, горох, посадили три гектара картофеля. Обзавелись лошадью, коровами, свиньями, гусями. Своими руками построили большой сарай, оштукатурили дом, огородили большой участок вокруг дома… Было очень трудно Все работали от зари до зари без выходных дней.
… Там, в эвакуации, мы ясно осознавали – идет Великая война. Народ всей страны напрягает все силы: от каждого зависит, победят ли наши страшного врага или нет. Нам доверили самое дорогое – детей, и мы любой ценой обязаны были их сберечь. Старались, не отказывались ни от какой работы, как бы она не была тяжела.
… Мой Маршалкин воевал здесь на Севере до лета 1944 года, а затем их 29-й гвардейский артиллерийский полк был отправлен на запад во второй Белорусский фронт к Рокоссовскому. Гвардии лейтенант Маршалкин Георгий Яковлевич погиб 26 марта 1945 года в Германии, в Померании (теперь она отошла к Польше), а похоронку я получила после Дня Победы.
… Все вверенные нам дети остались живы и здоровы».
ГАМО в г. Кировске. ф. Р-490, оп. 1, д. 3, лл. 1-20.